|
|
|
"Математические
фокусы" |
Предлагаем вашему
вниманию фрагмент из книги М.
Гарднера «Математические
чудеса и тайны» (М., Наука, 1978).
Подобно многим другим
предметам, находящимся на
стыке двух дисциплин,
математические фокусы не
пользуются особым вниманием
ни у математиков, ни у
фокусников. Первые склонны
рассматривать их как пустую
забаву, вторые пренебрегают
ими как слишком скучным делом.
Математические фокусы, скажем
прямо, не принадлежат к той
категории фокусов, которая
может держать зачарованной
аудиторию из неискушенных в
математике зрителей; такие
фокусы обычно отнимают много
времени, и они не слишком
эффектны; с другой стороны,
вряд ли найдется человек,
собирающийся черпать глубокие
математические истины из их
созерцания. И все-таки
математические фокусы,
подобно шахматам, имеют свою
особую прелесть.
Из предисловия
автора
1.
Календари. |
|
Показывающий
стоит, повернувшись
спиной к зрителям, а один
из них выбирает на
помесячном табель -
календаре любой месяц и
отмечает на нем какой-нибудь
квадрат, содержащий 9
чисел. Теперь достаточно
зрителю назвать
наименьшее из них, чтобы
показывающий тут же,
после быстрого подсчета,
объявил сумму этих
девяти чисел. |
|
Показывающему нужно
прибавить к названному
числу 8 и результат
умножить на 9. Если m -
наименьшее число в
указанном квадрате, то
весь квадрат имеет вид
m
|
m + 7 |
m + 14 |
m + 1 |
m + 8 |
m + 15 |
m + 2 |
m + 9 |
m + 16 |
и сумма всех чисел
квадрата равна 9m + 72 =
9(m + 8).
|
|
Фокус
с отмеченными датами. | |
Фокус
начинается так. Зрителю
предлагают открыть
помесячный табель-календарь
на любом месяце и обвести
кружком по своему выбору
по одной дате в каждом из
пяти столбиков. (В том
случае, когда числа
располагаются в шести
столбиках, что бывает
весьма редко, шестой
столбик не принимают во
внимание.) При этом
показывающий стоит
спиной к присутствующим.
Все еще не оборачиваясь,
он спрашивает: «Сколько у
вас обведено
понедельников?», затем: «Сколько
вторников?» и т. д.,
перебирая все дни недели.
После седьмого и
последнего вопроса
показывающий объявляет
сумму цифр, обведенных
кружочками. |
|
Сумма чисел в
строке, которая
начинается первым числом
месяца, всегда равна 75 (за
исключением февраля
високосного года). Каждое
отмеченное число в
следующей строке
увеличивает эту сумму на
1, в следующей за ней
строке на 2 и т. д.;
каждое отмеченное число
в предыдущей строке
уменьшает упомянутую
сумму на 1, в
предшествующей ей строке
на 2 и т. д. Пусть,
например, первое число
месяца приходится на
четверг и обведены один
понедельник, один
четверг и три субботы;
показывающий производит
в уме вычисление: 75 + 3*2 – 1*3
= 78 и объявляет
полученный результат.
Разумеется, показывающий
должен знать заранее, на
какой день приходится
первое число выбранного
зрителем месяца.
|
|
|
На
каком-нибудь листке
помесячного табель календаря
зритель заключает в
квадрат шестнадцать
чисел. Показывающий
после беглого взгляда на
обведенную фигуру
записывает предсказание.
Затем зритель выбирает в
этом квадрате четыре
числа, по возможности
произвольных, но с
соблюдением следующего
правила. Первое из чисел
выбирается (обводится
кружочком) совершенно
произвольно. Затем
вычеркиваются все числа,
находящиеся в той же
строчке и в том же
столбце, что и только что
обведенное число. В
качестве второго числа
зритель может обвести
кружочком любое число,
оставшееся не зачеркнутым.
После этого он
вычеркивает все числа,
оказавшиеся в одной и той
же строчке и в одном и том
же столбце со вторым
обведенным числом. Так же
выбирается третье число,
а соответствующие
строчка и столбец
вычеркиваются. В
результате этих операций
останется не зачеркнутым
одно-единственное число.
Его зритель также
обводит кружочком. Если
теперь взять сумму
четырех отмеченных нами
чисел, то она окажется в
точности равной
предсказанному числу.
Сумма чисел, выбранных по
одному из каждой строки и
каждого столбца квадрата,
равна сумме чисел на
диагонали. Эта последняя
есть сумма четырех
членов арифметической
прогрессии (с разностью 8)
и равна, в силу известной
формулы, удвоенной сумме
первого и последнего
членов. |
|
Показывающий замечает
два числа, находящихся на
двух диагонально
противоположных углах
квадрата. Какая из двух
возможных пар это будет-
безразлично. Чтобы
получить ответ, нужно
сложить эти два числа и
найденную сумму удвоить.
Более простой фокус,
основанный на этом же
принципе и не требующий табель календаря,
можно демонстрировать
так. Начертите
квадратную сетку из 16
клеток, подобную
шахматной доске, и
перенумеруйте клетки от 1
до 16 в естественном
порядке. Если теперь
предложить зрителю
выбрать четыре числа при
помощи того процесса,
который описывался выше,
и сложить их, то во всех
случаях он будет
получать одну и ту же
сумму, а именно 34. Этот
принцип можно
демонстрировать на
квадратах с любым числом
клеток.
|
|
2.
Часы. |
Угадывание
задуманного числа на
циферблате. | |
Зритель
задумывает какое-нибудь
число от 1 до 12.
Показывающий начинает
притрагиваться кончиком
карандаша к числам на
циферблате, делая это, по-видимому,
в совершенно
произвольном порядке. В
это время зритель
считает про себя, начиная
с задуманного числа до
двадцати, причем так,
чтобы на каждое
прикосновение
показывающего к часам
приходилось одно число.
Дойдя до 20, он произносит
«стоп». И (странное
совпадение!) карандаш
оказывается в этот
момент как раз на
задуманном числе. |
|
Первые восемь
прикосновений
действительно делаются
совершенно наугад.
Однако уже на девятом
показывающий должен
обязательно коснуться 12
и с этого момента
перебирать часы строго
подряд в направлении,
обратном движению
часовых стрелок. Когда
зритель произнесет слово
«стоп», кончик карандаша
будет указывать на
требуемое число. Если
зритель задумал k, то
для двенадцати остается
12 - k, или 20 - k, что и
отсчитывается
показывающим. Совсем не
обязательно просить
зрителя прекращать счет
именно на 20, вы можете
предложить ему самому
выбрать число для
окончания счета: нужно
лишь, чтобы оно было
больше 12. Конечно,
зритель должен
предупредить вас, на
каком числе он
собирается остановиться.
Отнимите от этого числа
12, и полученный остаток
укажет, сколько
прикосновений нужно
сделать наугад, прежде
чем притронуться к 12 и
начать двигаться
последовательно против
часовой стрелки. Принцип
«последовательного
счета», с которым мы
только что встретились,
применяется и во многих
других фокусах. Например,
такой фокус.
Присутствующие называют
16 слов, каждое из которых
пишется на отдельном
листе плотной бумаги,
обратные стороны этих
листков помечают буквами
от «А» до «Р» (пропуская «неудобные»
буквы «Ё» и «Й»). Листки
перемешиваются на столе.
Показывающий
поворачивается спиной, а
кто-нибудь из
присутствующих выбирает
один из листков,
запоминает слово и букву
на нем, а затем смешивает
с остальными.
Показывающий собирает
листки и раскрывает их
веером так, чтобы
присутствующие видели
слова. Потом он начинает
бросать листки на стол по
одному без видимой
системы, зритель же в это
время называет про себя
буквы в алфавитном
порядке, начиная с той,
которой помечено
задуманное им число.
Дойдя до «Р», он
произносит «стоп». На
листке, который как раз в
этот момент бросает на
стол показывающий,
оказывается задуманное
число. Чтобы этот фокус
получился, нужно бросать
листки на стол в порядке,
обратном алфавитному,
начиная с буквы «Р».
|
|
Фокус
с часами и игральной
костью. | |
Вот
еще один фокус с часами.
Показывающий
отворачивается от стола,
а в это время зритель
бросает кость и
задумывает какое-нибудь
число (желательно не
большее 50, чтобы не
затягивать фокус).
Допустим, это 19. Далее
зритель начинает
притрагиваться к цифрам
на циферблате, начав с
числа, указанного
игральной костью, и
двигаясь по часовой
стрелке. Число, на
которое придется
последнее 19-е касание,
записывается. Затем он
снова делает 19
прикосновений, но уже в
направлении, обратном
движению часовой стрелки,
отсчитывая их с той же
цифры, что и в предыдущий
раз. Число, на которое
придется последнее
прикосновение, опять
записывается. Оба
записанных числа
складываются, и сумма их
называется вслух. После
этого показывающий сразу
называет число, выпавшее
на игральной кости. Два
результата, которые
нужно сложить,
располагаются на
циферблате симметрично
относительно диаметра,
проходящего через начало
отсчета (указанное
игральной костью). Так
как шкала часов
равномерна, то сумма
результатов равна
удвоенному числу в
начале отсчета, если
заменить при этом 12 на
нуль, 11 – на 1 и т. д., а
это означает, что если
результат больше 12, то из
него нужно вычесть 12, а
затем полученную
разность разделить
пополам. |
|
Если названная сумма
меньше или равна 12, то для
получения ответа нужно
просто разделить ее на 2.
Если же сумма больше 12, то
показывающий сначала
вычитает из нее 12, а затем
уже делит остаток на 2.
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
| |